Пример конкурсной работы


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр детского творчества  «Созвездие»

 

Конференция юных исследователей «Почемучка»

 

 

 

 

Почему дует ветер?

 


 

 

Выполнил:

Этцель Глеб, 6 лет

БОУ г. Омска «ЦТР и ГО «Перспектива»

объединение «Любознайки»

на базе БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – д/с №140»

 

Руководитель:

Касьянова Татьяна Владимировна,

педагог дополнительного  образования

 

 

 

 

Омск-2016

Содержание:

1.     Введение.

·        Что такое ветер.

·        Цель и задачи работы.

2.     Основная часть.

·        Свойства воздуха.

·        Гипотеза.

·        Проверка гипотезы.

3.      Заключение.

·        Выводы.

Введение

Есть природные явления, которые вызывали благоговение и страх человека, перед ними человек чувствовал и продолжает чувствовать себя слабым и беззащитным. И одной из таких стихий является ветер. С ветром связаны представления людей о мощи, силе, просторе и неудержимости. Ветер увидеть невозможно. Можно увидеть его проявления: то, как он гонит тучи песка и пыли, как сгибает до земли деревья или слегка перебирает его листву.  Что такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Я задумался, а что заставляет двигаться воздух. Почему он двигается?

 

Цель работы: выяснить  причины возникновения ветра (движения воздуха).

Задачи:

·        выявить с помощью экспериментов свойства воздуха;

·        сделать предположение о причинах возникновения ветра;

·        для проверки гипотезы с помощью эксперимента самому создать ветер.

 

Гипотеза: перед началом работы у меня не было никаких предположений, откуда берется ветер.


Основная часть.

Свойства воздуха.

А) Я вспомнил, что когда дует сильный ветер, то он прямо толкается, двигает другие предметы. На занятии я узнал, что воздух – это не пустота. Воздух состоит из маленьких частиц (молекул). Мы решили узнать, есть ли у воздуха вес.

Ход эксперимента №1.

Цель:  выяснить, есть ли у воздуха вес.

Для эксперимента мы взяли деревянный брусок, трубочку, 2 ленточки и 2 воздушных шарика. Так как невозможно положить воздух на весы, мы решили взвесить его внутри воздушного шарика. А чтобы эксперимент был правильным, на другом конце мы прикрепили пустой шарик. В ходе взвешивания шарик с воздухом перевесил пустой шарик.

Значит, у воздуха есть вес.

Б) Затем на занятии мы узнали, что воздух по-разному нагревается и бывает теплый и холодный. В комнате есть батареи, они нагревают воздух. А в щели окна проникает холодный воздух с улицы. Мы решили выяснить, где в комнате находится теплый, а где холодный воздух.

Ход эксперимента №2.

Цель:  выяснить, где в комнате находится теплый, а где холодный воздух.

Мы установили градусники у потолка и у пола. Засекли 5 минут. Результаты занесли в дневник наблюдений. Оказалось, что температура и сверху и снизу одинаковая. Мы предположили, что весь воздух одинаково теплый. Нужно добавить холодного воздуха в комнату. Мы решили открыть окно. Засекли 5 мин. Результаты занесли в дневник наблюдений.

 Дневник наблюдений

Температура
Закрытое окно, 0С
Открытое окно,0С
У потолка
23
23
У пола
23
22

 

Эксперимент показал, что внизу температура снизилась, значит холодный воздух расположился внизу, а сверху температура не изменилась, значит теплый улетел вверх.

Мы сделали вывод, что теплый воздух легкий, а холодный – тяжелый.

В) Чтобы узнать, почему теплый и холодный воздух имеют разный вес, мы провели эксперимент.

Ход эксперимента №3.

Цель:  выяснить, почему теплый и холодный воздух имеют разный вес.

1) Для эксперимента мы взяли пустую пластиковую, закрытую крышкой, и поместили ее в морозилку. Через некоторое время мы занесли ее в помещение, определили температуру ем­кости (холодная), бутылка изменила форму, стала помятая. Затем мы бутылку оставили в теплой комнате, и через некоторое время бутылка стала теплая и расправилась.

Оказывается, изменение формы произошло потому, что воздух внут­ри бутылки остыл, молекулы «замерзли и стали прижиматься друг к другу, чтобы согреться»,  поэтому воздух  стал занимать меньше места. А воздух снаружи давит по - прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь. Затем бутылка приняла прежнюю форму потому, что воздух внутри нагрелся, «молекулам стало жарко, и они отодвинулись друг от друга», поэтому воздух стал занимать больше места и давить на стенки бутылки, выпрямляя их.

2) Во втором случае мы вытащили в теплое помещение охлажденную бу­тылку без крышки, плотно закрыв отверстие рукой. На отверстие положили монету и стали наблюдать. Монета подпрыгивает.

Это происходит потому, что воздух в бутылке стано­вится теплым, занимает больше места и выходит из бутылки, толкая монету.

3) В третьем случае мы вынесли бутылку без крышки на холод; через некоторое время занесли в помещение; быстро надева­ли воздушный шарик на горлышко; опустили бутыл­ку в горячую воду. Проверили, что происходит с шариком. Он стал надуваться.  Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, увеличивается в объеме, уже не помещается в бутылке и переходит в шарик, надувая его.

Эксперимент показал, что при нагревании воздух расширяется и становиться разреженным, т.е. легким, а при охлаждении сужается и становится плотным, т.е. тяжелым.

 Гипотеза

Затем мы решили выявить случаи, когда и где дует ветер. В нашем кабинете и в помещениях ветра нет. Но иногда бывает сквозняк. Это бывает, когда откроют окно или дверь. А за окном и в коридоре воздух холодный. Значит, ветер возникает потому, что теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Возникает движение воздуха, а это и есть ветер.

Проверка гипотезы

Для проверки гипотезы необходимо охладить или нагреть воздух, чтобы вызвать ветер. Чтобы увидеть ветер, нужен легкий предмет, который будет двигаться от ветра. Мы провели такой эксперимент. Вырезали из бумаги змейку. Зажгли спиртовку. Пометили «голову змейки» на иголку и поднесли к спиртовке. Через некоторое время «змейка» начала вращаться.  Это произошло потому, что спиртовка нагрела воздух,  он стал подниматься вверх и двигать змейку.

Ветру принадлежит огромная роль в развитии всей нашей планеты. Ветром разносится большинство семян.

Человек издавна пользуется силой ветров:

  • В путешествиях и открытиях (мореходство, воздушные шары);
  • В качестве источника экологически чистой энергии (мельница);
  • Для развлечений (парапланинг, виндсерфинг, кайтсерфинг, воздушные змеи и т.д.)

Заключение

В ходе работы мы выявили свойства воздуха:

·        у воздуха есть вес;

·        холодный воздух тяжелый, а теплый легкий;

·        воздух при охлаждении сжимается, а при нагревании расширяется.

Также выяснили причины возникновения ветра, его значение.

Вывод:

В ходе исследования подтвердилась наша гипотеза о том, ветер возникает потому, что воздух по-разному нагревается. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Возникает движение воздуха, а это и есть ветер.

 

 

Использованная литература:

1.     Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв.ред.). – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 192с.




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий